История, которая ни слова, ни полслова не соврет
|
Из книги М. Астафьевой-Длугач: 1953 год. Ранние, самые первые признаки «оттепели». В одночасье выпущены из тюрьмы «убийцы в белых халатах». Закрыто «дело врачей». Арестован Берия. В воздухе повеяло чем-то совсем непонятным, появилась робкая надежда на какие-то «послабления». Можно проследить множество ростков в самых разных областях жизни: начала разворачиваться торговля, чуть-чуть изменилась интонация газет, заговорили о совместном обучении девочек и мальчиков... Да мало ли еще! Среди всех этих событий - больших и малых, важных и не очень, имевших далеко идущие последствия и не имевших никаких, было и такое: состоялось первое публичное выступление самодеятельных ансамблей архитекторов «Кохинора» и «Рейсшинки» (далее). |
Из статьи Феликса Новикова (журнал «СЛОВО/WORD». Нью Йорк): Наши первые песни и «разговорчики в строю» касались, казалось бы, сугубо «местных» тем. Но вскоре выяснилось, что архитектурные дела привлекают к себе общественное внимание, наши песни «доходят» до всякого слушателя, и нас приглашают выступить не где-нибудь, а в Доме писателей (далее). |
Из газеты «Моспроектовец» 1967 года: - Почему вас так любят? - задали мы нескромный вопрос одному из бессменных авторов програм «Кохинора» и «Рейсшинки». - Потому что мы веселые, голосистые, смелые, остроумные, принципиальные, - нескромно ответил он. - А что вам больше всего нравится в новой программе? - не унимались мы. - Все, - честно признался автор (далее). |
Из интервью с Р. Алдониной (газета Центрального Дома Архитектора «Автограф»): После работы, совершенно измотанные, мы приходили в Дом архитектора, начинали репетировать или готовиться к выходу на сцену - и открывалось второе дыхание. Тексты писали коллективно. Это было самое интересное. Вообще процесс создания программы - очень симпатичный момент (далее). |
Из статьи В. Нестерова, председателя правления МОСА, написанной к 20-летию ансамблей: Все - далеко уже не "ребята". Они давно руководители мастерских, отделов, главные архитекторы и инженеры проектов, авторы крупных объектов, внесшие значительный вклад в архитектуру и строительство Москы и других городов Союза:
|
Из воспоминаний Октябрины Лебедевой о поездке в Норильск в 1958 году от горкома комсомола: Надо заметить, что перед отлетом из Москвы, нам в ЦК Комсомола дали много разных коробок с подарками для строителей Норильска. И теперь эти подарки вручали. Например: вызывают строителя по фамилии Сидоров. У Сидорова только что родился первенец, и ему дарят набор для новорожденных. От неожиданности Сидоров чуть не плачет. Далее вызывают Иванова и дарят ему все, что нужно для рыбалки. Иванов очень любит рыбалку, и он в восторге! Вызывают Петрова: он любит охотиться, и ему дарят охотничье ружье и т.д. Мы сами чуть не плакали от умиления. Наш концерт тоже был для них подарком. Для тех, кто не попал на первый концерт, мы пели в «красном уголке» в комнате №201 площадью не больше двадцати метров (далее). |
Из статьи-фельетона Анатолия Шайхета из газеты «Моспроектовец», посвященной 20-летию ансамблей (Шайхет взял себе псевдоним Устин Малапагин после фильма «У стен Малапаги». Под этим псевдонимом он писал несколько лет фельетоны и в газете «Известия»): Прежде, чем дать краткий исторический обзор художественного подвига ансамблей, хотим сказать несколько слов о том, как складывали песню. Из глубин народных масс, из гущи жизни, из репродуктора, из салона художника-модерниста, из детского сада, из-за границы и из мест, может быть, даже отдаленных черпали участники самодеятельности мотивы, находящиеся в данный момент на острие музыкального ножа. Мелодия напевалась в приблизительном виде музыкально-художественному руководителю (маэстро, как называли его на официальных приемах) И. Покровскому, пропускалась через музыкальный кибернетический комбайн - А. Хейфеца и выходила из комбайна в совершенно неузнаваемом виде. На эту мелодию, плод разгоряченного воображения музчасти, народные исказители (как правило, это были Р. Алдонина, В. Уткин, А. Шайхет, Ю. Ранинский и Ю. Соколов-второй - не проректор, а архитектор) слагали свой вариант слов, от которых первичный автор (услышь он их), как минимум, попал бы в санаторий-профилакторий. Весь этот словесный коктейль исполнялся всему составу ансамблей, и, если хоть у одного из членов хора было возражение против хотя бы одного слова, текст беспощадно отвергался. Исказители уползали зализывать творческие раны, а солисты делились анекдотами, обсуждали, кого завалили на последнем совете, и жаловались на отсутствие текстов. И, наконец, когда текст и музсопровождение устраивало всех, выяснялось, что из 42 участников хора в наличии имеется четверо, и все - вторые тенора. (далее). |
|
|
Из воспоминаний Р. Алдониной о Юрии Арндте к 50-летию «Кохинора» и «Рейсшинки» (газета ЦДА «Автограф»): Это был незаурядный человек. Интеллигент, прекрасный архитектор, художник и артист от природы. Почти все свои «басни» он писал сам. Но особенно выделял его в нашей среде дар рассказчика. Мы бесконечно могли слушать его «Рассказ старого актера», которого жизнь то и дело заставляла «приходить на копчик», и каждый раз покатывались со смеху. Однажды на банкете в Театре Вахтангова, который устроили актеры после нашего концерта, Юра перехохмил самого Жванецкого. Они по очереди рассказывали байки, и, ей-Богу, Арндт победил (далее). |
Из воспоминаний Михаила Кочина: По мере представления пожилые циркачи делали шаг вперед и, вздымая в приветствии руку, раскланивались перед публикой. Лица их при этом были серьезны и значительны, а в глазах поблескивали лучики смеха. - Вы нас не разыгрываете? Это - действительно, архитекторы? - еще раз недоверчиво переспросили западногерманские коллеги хрюкающего от восторга Андрюшу М. Хмель, казалось, окончательно покинул господ Биденмайера и Клюге. - Причем, не просто архитекторы, - с гордостью и восторгом пояснял гостеприимный хозяин, - а заслуженные архитекторы, руководители мастерских. А вот этот, с красной лентой, по-моему, даже дважды Лауреат Государственной Премии! - Юджин Битюгов-младший! - ернически представлял циркачей-акробатов шпрехшталмейстер на сцене. - Бывший краснофлотец. Служил кочегаром на атомоходе «Михаил Посохин». Неоднократно пересекал на нем Патриаршие Пруды за одну навигацию! (далее) |
Из интервью с Гарольдом Быковым (газета ЦДА «Автограф»): - Я слышала, что «Кохинор» очень любил Аркадий Райкин? - Да, он часто приходил на наши спектакли. Однажды даже предложил сделать совместную программу. У нас были очень острые тексты, которые касались жизни архитекторов и политиков. Все говорили, что только нам и Райкину разрешается еще что-то этой властью (далее). |
Воспоминания Юрия Мурзина об И.А. Покровском, А.В. Хейфеце и В.И. Косаржевском (газета "Моспроектовец"). |
|
|
"Клочки воспоминаний" (газета ЦДА "Автограф"): А. Шинкаревский: В год, когда отмечали 70-летие Аркадия Исааковича Райкина, он позвонил и попросил "Кохинор" выступить на юбилейном концерте с поздравлением. Мы с радостью согласились. Надо сказать, что нас тогда часто приглашали на всевозможные "серьезные" меропроятия и каждый раз мы готовили оригинальную, что называется, "адресную" программу. Этот случай не был исключением. Казалось бы, "ничто не предвещало беды", но... Организаторы вечера заявили о предварительной "перлюстрации" наших текстов. "Представить тексты?! Нонсенс!" Именно этого мы не делали никогда, ведь при одном взгляде на них нас можно было бы сразу увозить в "воронке" в места не столь отдаленные... Перезвонили Аркадию Исааковичу и обрисовали ситуацию. Райкин относился к "Кохинору" с большим уважением и даже как-то сказал, что (далее). |
"Мы - артисты, и наше место в буфете" - из воспоминаний Юрия Мурзина (газета ЦДА "Автограф", 2003 год): В авторском коллективе прославленного ансамбля возникло замешательство: ему шел сорок третий год, а на сороковом году он устроил себе дурацкие похороны, расколовшие коллектив. Кто-то считал, что "умер, так умер". Вероятно, любые шуточки на похоронную тему наказуемы свыше - в "Кохиноре" стали происходить необратимые события. Ушел из жизни "мотор" ансамбля - Воля Косаржевский, а вслед за ним еще несколько лучших голосов. Тем не менее, упустить возможность тряхнуть стариной перед театральным миром на юбилее, который был обречен на прямую трансляцию по телевидению, не хотелось (далее). |
ЦИФРЫ И ФАКТЫ
- Первое выступление «Рейсшинки» состоялось 26-го апреля 1953 г. в Центральном Доме Архитектора на праздничном майском вечере «Моспроекта».
- Основательницей «Рейсшинки» была Ираида Шишкина. С 1960 года «Рейсшинкой» руководила Римма Алдонина.
- Первое выступление «Кохинора» состоялось в начале ноября 1953 г. в Центральном Доме Архитектора на праздничном вечере «Моспроекта».
- Основателями «Кохинора» были Воля Косаржевский, Игорь Покровский, Юлий Ранинский, Феликс Новиков и Анатолий Шайхет.
- Авторами первых программ были: Ю. Ранинский, А.Шайхет, Ф. Новиков, В. Уткин, И Покровский, Р. Алдонина. В дальнейшем в авторском коллективе работали также : А. Хейфец, М Бартенев, А. Пригожий, Е. Куфтырева, Ю. Соколов, М. Кочин, Ю. Мурзин. При этом И. Покровский, А. Хейфец, Р. Алдонина были постояными членами авторского коллектива на протяжении более 40 лет.
- В 1955 г. на сцене ЦДА поставлен спектакль «Новогодняя сказка о главном зодчем и кое о чем прочем» в 12 картинах с прологом и эпилогом».
- Первое публичное выступление «Кохинора» на сцене зала им. Чайковского состоялось в 1956 году.
- 20 февраля 1956 г. «Кохинор» выступил в заключительном концерте Всесоюзного смотра самодеятельности и стал его лауреатом. В зале присутствовали Н. С. Хрущев и А. И. Микоян.
- Всего за свою деятельность коллективы дали более 1500 представлений.
- Авторы ансамбля – Р. Алдонина, Ф. Новиков, Ю. Ранинский и А. Шайхет написали интермедии к спектаклю «Новоселье» в Государственном Центральном театре Кукол. Премьера состоялась 16 декабря 1970 г. Спектакль прошел 125 раз
- Р. Алдонина, Ф. Новиков и А. Шайхет написали для театра Образцова пьесу «Говорит и показывает ГЦТК». Премьера состоялась 9 апреля 1973 г. Спектакль шел 14 лет и был показан 539 раз
- По приглашению местных секций Союза архитекторов «Кохинор и Рейсшинка» посетили с концертами более 30 городов страны.
- В строю «Кохинора» и в составе «Рейсшинки» было воспитано:-
- Народных архитекторов СССР – 2
- Заслуженных архитекторов России – 8
- Лауреатов Государственный премий СССР – 4
- Лауреатов Государственных премий России – 2,
- Лауреатов Государственных премий Узбекистана – 1
- Заслуженных работников культуры России – 6
- Лауреатов премии Совета Министров СССР – 3
- Орденоносцев – 2
- Действительных членов и членов-корреспондентов РААСН, МААМ, РАХ – 7
- Докторов архитектуры – 2
- Профессоров – 2
- Кандидатов архитектуры - 1
- Наиболее постоянный состав «Кохинора» - Владимир Антошкин, Борис Белоногов, Гарольд Быков, Юрий Ворона, Олег Голобоков, Воля Косаржевский, Михаил Кочин, Вячеслав Кувырдин, Роман Львовский, Владимир Меламед, Сергей Милковский, Леонид Маковский, Юрий Мурзин, Евгений Ольшанский, Игорь Покровский, Игорь Пригорев, Теодор Рабинович, Вадим Рыбаков, Андрей Симон, Юрий Соколов, Олег Третьяков, Олег Уханов, Алексей Цыплаков, Анатолий Шинкаревский, Александр Хейфец.
- Наиболее постоянный состав «Рейсшинки» - Римма Алдонина, Нина Антипина, Алла Воронкова, Ираида Гаматудинова, Светлана Ермакова, Светлана Елагина, Галина Ибрагимова, Евгения Иванова, Елена Карапетян, Алла Кубацкая, Лидия Кузнецова, Екатерина Куфтырева, Мария Краснова, Октябрина Лебедева, Маргарита Петрова, Нелли Поморцева, Алла Симон, Нина Сомова, Валентина Румянцева, Лариса Тишко, Вера Громова, Лидия Филатова.